Король умирает

18 и 20 марта в рамках Общенациональной программы «В кругу семьи» в Театре на Таганке состоялась премьера спектакля по пьесе Эжена Ионеско «КОРОЛЬ УМИРАЕТ». Режиссер-постановщик Кшиштоф Занусси. В главной роли Народный артист России Валерий Золотухин.  

 

Автор сценографической идеи – Ева Старовейска
Художник – Ирина Титоренко
Композитор – Войцех Киляр

В ролях: В. Золотухин, Л.Селютина, И.Линдт, Л.Маслова, С.Ушаков, Т.Сидоренко, И. Ларин, Н.Лучихин.

 

Эжен Ионеско, классик драматургии театра абсурда, предложивший публике самое интеллектуальное зрелище – пьесы, которые будят ум и фантазию, предельно обобщает судьбу своих героев в пьесе «Король умирает», которую можно назвать абсурдистской философской притчей. Лаконичность, юмор, образность, ассоциативность, предельно сконцентрированная мысль и неслыханная свобода творчества – вот что характеризует стиль Ионеско. Вместе с тем вдохновенный полет воображения и глубина его непростых пьес порождают размышления о месте человека, об ответственности, вере, затрагивают вечные темы искусства и жизни. Эти темы, волнующие любого художника, особенно близки мастеру философского кино, польскому классику режиссуры Кшиштофу Занусси. Его творчество тяготеет к постановке и решению сложных рациональных и иррациональных вопросов, его более всего интересует человек – в отношении с миром, с собой, вопросы судьбы и выбора. Эстетически различные, режиссер и драматург близки в главном.

 

Образность и аллюзии в пьесах Ионеско, предоставляющие зрителю свободу толкования, возможность осознать многомерность каждого жизненного положения, особенно интересны в прочтении именно Кшиштофа Занусси – мастера настроения, атмосферы в кино, принципом работы которого в театре является творческая свобода исполнителей.

В пьесе «Король умирает» Ионеско, в частности, говорит, что жизнь, повседневность абсурдны, они не есть плод опыта или мышления, а все достижения человека можно подвергнуть сомнению, все известные представления о нем следует отбросить. Идеи преуспеяния, подчинения, гармонии, долга, все усилия человеческого бытия – все опровергает смерть. Король умирает, он неизбежно умрет, причем, к концу спектакля и на публике, и ему объявляют это. Действие – заведомо проигранная борьба жизни: попытки схватиться за свои исчезающие ценности, желание отринуть роковую неизбежность, бессилие, смирение, прощание…

В спектакле Занусси смерть – главное событие жизни, к которому герой не готов.

Спектакль размышляет над вопросами, которыми вечно занимается искусство, и с которыми приходится встретиться каждому живущему. Этот «каждый» и есть Король – символический обобщенный образ.