|
||
Первый Канал
Компания «Аргумент Кино»
представляет:
«ЕВРОПА - АЗИЯ»
последний полнометражный художественный фильм
режиссера Ивана Дыховичного
Премьерный показ фильма состоялся 30 января
в рамках Ночи памяти Ивана Дыховичного
в кинотеатре «Художественный»
при поддержке Первого канала
В прокате с 04 февраля 2010 года
В основу сценария положена одноименная пьеса популярных современных драматургов братьев Пресняковых.
Краткая информация о фильме:
ЕВРОПА – АЗИЯ
Жанр: комедия абсурда
Режиссер: Иван Дыховичный
Сценарий: Олег Пресняков, Владимир Пресняков
Звукорежиссер: Андрей Худяков
Исполнительный продюсер: Никита Клебанов
В ролях: Сергей Шнуров, Татьяна Лазарева, Иван Ургант, Ксения Собчак, Полина Филоненко, Артур Ваха, Дмитрий Дыховичный, Ольга Медынич, Ксения Каталымова, Нодари Джанелидзе и многие другие
Оператор: Эдуард Мельников
Композитор: Сергей Шнуров
Продолжительность фильма: 84 мин
Страна: Россия
Год: 2008
«Вот как должен жить человек, если у него одна нога в Европе, а другая в Азии? Где у него яйца-то тогда? В Австралии что ли? Ни там, ни сям! А мозги? Вот так мы и живем. Где мы? И в Европе нас нету, и в Азии мы тоже - рылом не вышли. Мы вообще сами по себе, у нас тут особая зона. Сюда, если попал, то обратно уже можно не выйти».
Цитата из фильма
Где-то на Урале, где европейская часть России отделяется от азиатской условной границей, установлена стела «Европа-Азия». Это место и облюбовали для себя профессиональные аферисты. Который день подряд у дороги «гуляет свадьба». Все, «как положено» - теща, жених-инвалид в коляске, невеста в меховом манто, пара свидетелей... Мошенники «раскручивают» проезжающих на денежные подарки молодоженам, щедро потчуя гостей разбавленным спиртом. Их жертвами становятся милиционеры и бандиты, промоутеры и политтехнологи, иностранцы и соотечественники... И к каждому - свой индивидуальный подход...
В своем последнем фильме Иван Дыховичный собрал друзей - тех, кто понимал его с полуслова… Это музыкант Сергей Шнуров, актриса Татьяна Лазарева, Ксения Собчак, и его сын – художник Дмитрий Дыховичный. Для Татьяны Лазаревой роль в фильме «Европа-Азия» стала блистательным дебютом в большом кино. Она играет бывшую театральную актрису, «Маму», предводительницу банды мошенников. Музыкант Сергей Шнуров работал вместе с Дыховичным над культовым фильмом «Копейка». В их второй совместной работе Шнур исполнил роль авторитетного бизнесмена Кеке, сталкивающегося с группой аферистов на трассе Екатеринбург - Москва. Кроме того, Сергей Шнуров написал оригинальную музыку к фильму.
Иван Дыховичный, режиссер:
У нас больше про милиционеров снимают и про бандитов, но мне этого не хотелось. «Европа-Азия» братьев Пресняковых – трудная пьеса. Мне показалось, что в ней есть что-то очень важное. Это пьеса про людей.
Прежде всего, я стал говорить с Сережей Шнуровым - в фильме должна была быть очень ясная музыка, и я получил огромное удовольствие от работы с Сережей. То, что его песни звучат над этой огромной тайгой, мне кажется, большой удачей фильма, и его музыка нисколько не мешает, а только прибавляет картине дыхания.
Я очень хотел снять Таню Лазареву, которую считаю большой актрисой. Она состоялась в жизни, я ее, конечно, не мог открыть, но это - ее новая мастерская работа… Она справилась со своей ролью, прекрасно исполнила чеховские монологи, цитаты из произведений Ф.М. Достоевского.
Я решился на такое изображение, какое никогда не снимал. Фильм «Европа – Азия» радикально отличается от других моих картин. Надо себя развивать, надо двигать кино вперед. Многие любят автоцитаты. Я ни одну картину не снял похожей на предыдущие. Конечно, это большой риск – в чем-то я проигрываю, а в чем-то – наоборот. Для меня нет границ эксперимента.
В моей картине замечательные
Замечательные питерские актеры снимались в фильме, они все так тонко почувствовали! С московскими я бы сделать этот фильм не смог… А в кино особенно заметно, когда какой-нибудь человек выпадает из кадра. Кажется, этого нам удалось избежать. Даже в таком трудном жанре - вроде и фарс, и абсурд…
Мы уложились за 30 съемочных дней. Я специально выбрал для съемок Выборг – там огромный световой день. Работать удавалось по 16 часов в сутки. Тяжелее всех приходилось операторам – им нужно было все время держать в кадре большое число людей. Вообще, как вы, наверное, заметили, все действие картины происходит в одном месте. С одной стороны – это плохо, так как нет разнообразия в картинке, с другой - очень мобилизует.
Мне трудно определить жанр фильма. Что это: фарс, абсурд, балаган, сказочная комедия? Не знаю. Но я точно знаю, для кого снимаю кино. Я своей публике доверяю и не унижаю ее той «пошлятиной», которую производят только ради того, чтобы заработать. Мои фильмы всегда доходили до зрителей. Например, в свое время, «Копейку» никто из кинотеатров не показал, но при этом она в течение пяти лет успешно продавалась у «пиратов».
Меня вдохновлял абсурд. Братья Пресняковы - провинциалы, при этом они любят людей. Мы не замечаем, что живем в полном мире абсурда. Эта картина огромного риска, авторы доверились мне и они считают, что это точно их направление.
Я не считаю, что посредством фильмов можно изменить публику, каким бы то ни было образом повлиять на нее. Я не воспитываю зрителя, я живу вместе с ним. Переживаю то, что переживают люди. Я не выше, не ниже их, я такой же, как мои герои. Многие талантливые люди, снимающие кино, стремятся чему-то научить других. Кто они такие и кто им давал на это право? Я ни к одному из персонажей своей картины не отношусь плохо, никого из них не осуждаю, ощущая себя там же, среди них, на границе между Европой и Азией.
(из интервью: Российская газета, Московский Комсомолец, Proficinema)
Татьяна Лазарева, исполнительница одной из главных ролей:
Раньше у меня даже и мыслей о кино не было. А в этой ипостаси я могла довериться только надежному человеку, которого я знаю даже не обязательно как режиссера, а скорее как друга. И вот именно это и произошло. Меня Ваня Дыховичный позвал, и я пришла просто к нему работать. Ни проб, ни чего-то наподобие этого совсем не было, иначе, наверное, я бы просто не смогла их пройти...
Текст братьев Пресняковых сам по себе замечательный! Он очень простой, там все правильно составлено так, как говорят люди обычно… А поскольку я не испорчена обучением актерству, то я собственно просто произносила тот текст, который был написан, и все время подходила к Ване и говорила: «Чего ты мне ничего не говоришь? Почему ты меня не учишь, как я должна делать там так? Так? » Он говорит: «ничего тебе не надо делать! У тебя все хорошо!» и уходил, к профессиональным актерам, которые там снимались, и что-то с ними долго там стоял и жужжал… бу-бу-букал, как-то им что-то там объяснял, был недоволен! Я не хочу сказать, что я там лучше этих актеров, но в этом плане он был именно доволен моей абсолютно какой-то такой вот естественностью, искренностью, и ему очень не нравилось, когда хотя бы чуть-чуть проскакивала какая-то вот актерщина такая…
Главная тема фильма - это глубокий достаточно вопрос, даже философский. Нельзя, будучи азиатом, приблизиться к Европе. Каждый сам для себя это определяет.
А я вообще считаю, что «Европа-Азия», прежде всего, задумываться заставляет, а не просто так - посмеяться. И когда фильм заканчивается, хочется какое-то время просто помолчать, а потом обсудить все это…
Сергей Шнуров, композитор, исполнитель одной из главных ролей:
Героиня Татьяны Лазаревой в «Европе - Азии» восклицает: «Как же можно жить, если ты всё время стоишь, раскорячившись: одна нога на одном континенте, а другая - на другом?» Мы-то больше к Европе склоняемся, то к Азии. На данном этапе Азия, конечно же, захватывает всё. И Москва мне сейчас больше всего напоминает Бомбей, где на улицах одного квартала можно встретить и нищих, и шикарные автомобили.
Пресса о фильме:
Татьяна Лазарева в роли предводительницы мошенников среди этого балагана выглядит действительно великолепно: хоть презентуя водку, хоть читая монолог Шарлоты из "Вишневого сада". Она играет бывшую актрису, из-за несговорчивого нрава и нежелания спать с театральными режиссерами, ради ролей, оказавшуюся на обочине дороги, но не на обочине жизни - здесь у нее каждую секунду - бенефис, ведь чтобы развести на деньги проезжих, нужны не только задатки психолога, но и блестящие актерские данные, коими телеведущая, безусловно, обладает.
Режиссер Дыховичный напоминает смекалистого огородника, умудряющегося в своей картине "Европа-Азия" насечь тяпкой сразу и полынь, и морковь, но с добрым умыслом – чтобы они, наконец, подружились. Дыховичный прибегнул к народным присказкам и социальным лозунгам в картине "Европа-Азия". Лыковые волокна просторечий здесь легко вплетаются в абсурдистскую эклектичность происходящего. Глядя на легкую походку героини Татьяны Лазаревой, представляющую ни больше, ни меньше Родину-мать, зритель может хохотнуть про себя - хотя на экране "Европы-Азии" довольно будет эпизодов, над остроумием которых приятно посмеяться в открытую.
Фильм Дыховичного обладает всеми свойствами замечательно разыгранного театрального действия: единство времени, места и действия. Произведение Пресняковых – реинкарнация Беккета и Ионеско, отлично сочетающаяся со свадебно-похоронной повествовательной манерой Дыховичного».
Татьяна Лазарева в нем блестяще сыграла псевдомаму псевдоневесты. Ее маленькая банда промышляет возле камня, отделяющего европейскую часть России от азиатской, собирая с проезжих «молодоженам на подарочек». В их веселые сети кто только не попадает. От авторитетного бизнесмена (Сергей Шнуров) до американского туриста, который на поверку оказался нашим эмигрантом (Иван Ургант). В фильме соседствуют ожившие русские сказочные образы, которыми населен лес, и голливудские фантомы, несущиеся туда-сюда по трассе. Очень позитивный фильм, смотрится на одном дыхании. А музыка Сергея Шнурова одевает его еще и в крепкий ритмический каркас».
Сергей Шолохов «Аргументы Недели»